По проведённым в июле опросам НБКИ, около половины приобретаемых в нашей стране машин преобретается на автозаймы. За прошедшее полугодие данный вид банковской услуги вырос более чем на 10%. Так неужели у россиян появилось больше доверия к автоломбардам? Правда, что автозаймы стали популярнее?
Исходя из статистических данных, в прошлом году только 34% из новых владельцев транспортных средств воспользовались ссудами для погашения полной или частичной их стоимости. Средняя сумма автозаймов (всего оформлено около 2,5 миллионов кредитов) составила в рублях 495 тысяч. Общий рост данного сегмента банковского рынка составил порядка 830 миллиардов. Какие причины стимулируют сегодня покупку машин в долг?
Кредиты под залог автомобилей, по данным этого года, стали популярнее. Среди ТОП-10 самых продаваемых в нашей стране машин, только одна российского производства – Lada, но количество ее почитателей упало почти на 13%. И наоборот, преобретать автомобили иностранного производства стало большинство. Граждане РФ предпочитают Chevrolet, Renault, Hyundai, а также более дорогие японские, европейские и американские модели (Toyota, Ford, Volkswagen, Skoda). Именно эти бренды увеличили свои продажи в нашей стране на 13-39 процентов. Всвязи с этой тенденцией, уже весной более половины отечественного парка легковых машин составили иномарки (54%).
Понятно, что собрать достаточно большую сумму сложно, а утилизационный сбор отнял надежду на дешевую подержанную иномарку. Следовательно, все чаще стали выручать автозаймы. Процент граждан, которые обратились за ними в банки, возрос почти вдвое – до 53%. Всё меньше граждан РФ делает такие крупные покупки исключительно на собственные средства.
В 2015 году исследователи прогнозируют, некоторый спад количества автозаймов. Что вовсе не свидетельствует о падении их популярности, а лишь об общем снижении продаж на рынке. Минпромторг прогнозирует спад на уровне до трех процентов.
Не стоит забывать, что большинство новых приобретений наших граждан – автомобили иностранного производства. Естественное обострённое желание заменить свои старые «колеса» на новую иномарку является главным стимулом для получения автозаймов.
Чем обусловлен рост и развитие автокредитования, отсталостью в обеспечении личными транспортными средствами на душу населения. В нашей стране этот показатель отстает от мирового, и составляет всего 260 машин на тысячу граждан. Для сравнения, у немцев обеспеченность вдвое выше – 535, а в Соединенных Штатах – более 640.
Chevrolet — очень популярная марка автомобилей среди россиян. Традиционно «долговечный» парк легковых машин ранее составлялся из большого количества привозных подержанных моделей и бережного поддержание морально устаревших отечественных. На сегодняшний день, средний возраст легковушек россиян – почти 12 лет (отечественные – около 15, иномарки – 8,5). А без получения автозаймов обновить его практически невозможно, кредит под залог автомобилей — необходимость.
Алексей Рахманов сообщил, что согласно данным ЦБ за апрель, общие долги населения перед банками составляют менее 8 триллионов, а это около ста тысяч на каждого работающего. Это очень низкая налоговая нагрузка, по сравнению с европейцами или американцами. Получая среднюю зарплату, вполне можно погасить такую сумму за 4 месяца. Для сравнения, некоторым европейцам на это потребуется от 9 месяцев до полутора лет, а американцам – все два года.
Исходя из этого понятно, что выдача автозаймов будет продолжаться так же активно, даже с наращиванием объемов – рынок недоосвоен. Статистика погашения долгов прекрасная – более 95% из них погашаются точно в срок, так что риски для финансовых учреждений минимальны.
Заместитель министра по вопросам торговли и промышленности Алексей Рахманов, так же сообщил, что выплаты по льготным автозаймам предполагаются на уровне 9-10%, что в среднем по России на 6% меньше стандартных условий. Причем, в соответствии с правилами ВТО, куда мы вступили год назад, право на льготы россияне будут иметь не только в случае приобретения отечественного транспортного средства. Согласно планам правительства, новая программа будет работать вплоть до апреля будущего года. За это время планируется реализовать более двухсот тысяч машин.
Контролирует процесс кредитования и государственная льготная программа, возобновившая работу с 1 июля. Цель её в субсидировании процентов в случае приобретения автомобиля до 750 тысяч. Похожая программа 2009 года позволила получить гражданам около полумиллиона ссуд, которые составили 10% от всех продаж до конца 2011 года. Льготные автозаймы составили треть от общего количества.
Руководитель Минэкономразвития Алексей Улюкаев, сообщил в своем выступлении перед правительством, что доходы граждан – единственный макроэкономический показатель, растущий сегодня в России. Это происходит в основном из-за повышения выплат в бюджетной сфере. Население теперь более уверено в своей стабильности и готово свободно брать ссуды на крупные покупки, в том числе личный транспорт.